Обратная связь
logo

Отмена рейса в связи с пандемией

Отмена рейса в связи с пандемией

Вопрос:

Добрый день! В августе 2020 года, в связи с пандемией COVID-19 не состоялся перелет до Берлина, авиаперевозчик не возвращает деньги, что делать?

 Ответ:

Договорные правоотношения между перевозчиком и пассажиром воздушного судна регулируются Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее - ВК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 № 991 «Об утверждении положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо ее части» (далее – Постановление № 991), Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 г. N 82 (далее – Федеральные авиационные правила), и иными нормативно-правовыми актами.

Согласно п.76 Федеральных авиационных правил перевозчик вправе, в том числе, отменить, задержать рейс, указанный в билете, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Положение Постановления № 991 устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира (далее - Договор), в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.

В соответствии с пп. «б» п.3 Постановления № 991 в случаях, указанных в п. 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

На основании п. 5 Постановления № 991 в случаях, указанных в пп. «б» п. 3 настоящего Постановления, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.

Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.

Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в п. 5 указанного Постановления, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен п. 10 настоящего Положения (п.6 Положений № 991).

Отношения между Вами и авиаперевозчиком по своей сути носят имущественный характер.

Согласно ст. 127.1 ВК РФ перевозчик обязан в течение 30 дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.

В случае оставления предъявленной претензии без рассмотрения, либо отказа в ее удовлетворении спор имущественного характера может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в п.1 ст.11 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 17 Закона, защита прав потребителей осуществляется судом.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора.

В силу п. 3 ст. 17 Закона при обращении с иском в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав.

Исковое заявление подаётся в суд в письменной форме. В исковом заявлении должны быть указаны: наименование суда, в который подаётся заявление; наименование истца, его место жительства; наименование ответчика, его место нахождения; в чем заключается нарушение прав и его требования; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; цена иска, если он подлежит оценке, а также расчёт взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон; перечень прилагаемых к заявлению документов (ст.131 Гражданского процессуального кодекса РФ). Исковое заявление составляется в трёх экземплярах.

Необходимо учитывать, что согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ в суде каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательствами по делу являются объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио - и видеозаписи и т.д.


В каком виде представить материал?:  Ссылка с переходом

Возврат к списку