Обратная связь
logo

Некачественный смартфон

Некачественный смартфон

Вопрос:

Здравствуйте! Я купила в магазине смартфон, в котором на следующий день был обнаружен недостаток. Прошу дать разъяснения.

Ответ:

Отношения между потребителем и продавцом при продаже товаров регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), Правилами продажи товаров по договору розничной купли - продажи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее - Правила) и иными правовыми актами.

В силу ст. 4 Закона продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Согласно ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

П. 6 Перечня технического сложных товаров, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924, установлено, что к технически сложным товарам относится оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями. Таким образом, приобретенный Вами смартфон, является технически сложным товаром.

В соответствии с п.1 ст.18 Закона в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

Если недостатки в технически сложном товаре обнаружены по истечении пятнадцати дней, потребитель вправе предъявить требования о возврате денежных средств либо замене товара только в случае:

1) обнаружение существенного недостатка товара (согласно преамбуле Закона, к существенному относится неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки);

2) нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;

3) невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона предусмотрена обязанность продавца (изготовителя), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера принять у потребителя соответствующий товар и в случае необходимости провести проверку (диагностику) его качества. Целью проверки является установление наличия, либо отсутствие недостатка в товаре. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. Сроки для проведения проверки качества товара Законом не установлены, однако согласно сложившейся судебной практике, проверка качества товара должна быть проведена в сроки, установленные для удовлетворения отдельных требований потребителя.

В этой связи рекомендуем обратиться к продавцу с письменной претензией в рамках ст. 18 Закона. Действующим законодательством не установлено обязательной формы претензии. Претензия составляется в свободной форме в двух экземплярах. Один экземпляр вручается руководителю или другому ответственному лицу под роспись (с указанием фамилии и должности) с отметкой о дате вручения на втором экземпляре, который остаётся у потребителя. При невозможности вручения претензии лично, один экземпляр направляется продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по месту регистрации продавца. Почтовая квитанция (уведомление) будет служить доказательством того, что потребитель должным образом обратился в адрес продавца.

В свою очередь, необходимо иметь ввиду, что вопросы связанные с возвратом уплаченных денежных средств, отказом от исполнения договора и т.д. по своей сути носят имущественный характер, то в случае неудовлетворения требований потребителя добровольно, соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 ГК РФ и в п. 1 ст. 17 Закона, защита прав потребителей (как участников гражданского оборота, чье правовое положение, основания возникновения и порядок осуществления соответствующих прав, определяет гражданское законодательство) осуществляется судом.


В каком виде представить материал?:  Ссылка с переходом

Возврат к списку