Обратная связь
logo

Нарушение торговыми предприятиями прав граждан

Нарушение торговыми предприятиями прав граждан

Довольно часто, при посещении магазинов, возникают ситуации, когда «охрана» торговых предприятий просит вас показать содержимое карманов, сумки, рюкзака, пакета, при этом хватая вас за части тела, либо одежду и требуя от вас пройти в служебное помещение. Иногда можно услышать угрозы, обвинения в адрес покупателя. Так же, нередки случаи, когда «охрана» торгового предприятия требует от посетителя оставить сумку, рюкзак, пакет и другие вещи в камере хранения, угрожая его не пустить в торговый зал. Давайте подробнее разберем правомерность данных действий.

Необходимо знать, что согласно Закону №2487-1 от 11.03.1992г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» частные охранники имеют право применить физическую силу и специальные средства только в следующих случаях:
1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;
2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.
Из чего следует, что для того что бы иметь возможность физически препятствовать вам в возможности покинуть территорию торгового предприятия, частный охранник должен иметь определенные доказательства, такие как - наличие свидетеля совершенного вами правонарушения, либо запись с камеры видеонаблюдения, которая зафиксировала ваши действия. В этом случае, частный охранник действительно может помешать вам покинуть магазин. Он также обязан вызвать наряд полиции. Право произвести обыск, либо досмотр личных вещей имеют только сотрудники полиции (в определенных случаях так же имеют право на досмотр сотрудники государственной службы охраны (ГСО), но по факту сотрудники ГСО практически не встречаются в сфере охраны торговых предприятий). Досмотр должен проводиться в присутствии свидетелей. Гражданин имеет полное право вести аудио-видео запись действий сотрудников полиции при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Нужно помнить, что права частных охранников в отношении граждан не отличаются от прав самих граждан (за исключением случаев указанных выше), в связи с чем, можно составить список того, на что частный охранник не имеет права.
Частный охранник не имеет права осуществлять следующие действия:
проверять карманы покупателя, осматривать содержимое сумок и рюкзаков покупателя, изымать что-либо из личных вещей, хватать покупателя за части тела и одежду, принуждать покупателя пройти в подсобные или служебные помещения, надевать наручники, применять спецсредства, обращаться к покупателю в неуважительной манере и позволять и себе нецензурную брань, угрожать покупателю задержанием или административным арестом, требовать предъявить чек, подтверждающий факт оплаты.

Нередки случаи, когда частные охранники требуют от посетителя оставить в камере хранения личные вещи, сумки, пакеты, а так же товары, приобретенные в другом торговом предприятии, аналоги которых имеются в зале данного магазина. Здесь следует знать, что администрация супермаркета не может заставить покупателя положить личные вещи в камеру хранения, это исключительно право посетителя, которым он вправе как воспользоваться, так и не воспользоваться. При этом, частный охранник имеет право сопровождать вас на территории торгового зала, либо наблюдать посредством камер видеонаблюдения. Также существует Распоряжение Администрации Алтайского края от 11.05.1994г. №385-Р «Об утверждении Примерных правил работы предприятий розничной торговли и Основных требований к работе мелкорозничной торговой сети» в пунктах «34» и «38» которого, указано следующее:
«Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других магазинах товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи. Также запрещается предлагать покупателю вместо денежной сдачи какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги». Согласно чему, посетитель может беспрепятственно проносить товары в торговый зал, а на выходе не обязан предъявлять их для осмотра, подтверждать факт их приобретения в других магазинах. В случае предъявления требования об оплате такого товара, продавец обязан предоставить доказательства (свидетельские показания, запись с камеры видеонаблюдения), подтверждающие факт получения товара посетителем на территории данного торгового предприятия.

Если покупатель случайно причинил вред имуществу магазина, разбив бутылку, задев паллеты с товаром в узком проходе, поскользнувшись на мокром полу, из за вибрации тележки, либо при других сходных обстоятельствах, сотрудники торгового предприятия могут потребовать на месте оплатить стоимость товара, который пострадал. При этом, максимум полномочий торгового предприятия состоит в том, чтобы оформить акт причинения ущерба и вызвать наряд полиции. Если полицию сотрудники торгового предприятия не пригласили, но при этом вам не разрешают покинуть территорию супермаркета, необходимо вызвать сотрудников полиции самостоятельно, либо попросить сделать это окружающих. Обязать возместить стоимость товара который был испорчен, можно только по решению суда, доказав вашу вину.
Существуют нормативы по выкладке товаров, расстоянию между стеллажами и витринами и другие, в силу чего может оказаться, что вашей вины в гибели товара суд не установит. Соответственно, с целью обезопасить себя от возможных негативных последствий, указанных выше, следует знать свои права и уметь ими воcпользоваться.

Е.И Соколов, юрисконсульт
филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в городе Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском, Целинном районах».

В каком виде представить материал?:  Ссылка с переходом

Возврат к списку