Обратная связь
logo

Выбор: основное право потребителя

Выбор: основное право потребителя

Анализируя одно из важнейших направлений работы Учебно-консультационного центра по защите прав потребителей, гигиенического обучения и воспитания населения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» (далее – Консультационный центр) по оказанию консультативной и практической помощи Потребителям, специалисты Консультационного центра отмечают существенный рост количества обращений граждан в 2011 году, связанных с нарушением права потребителей на своевременную, полную, достоверную информацию, установленного статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», что, в конечном счете, приводит к невозможности осуществления правильного, осознанного выбора, качественного удовлетворения жизненных потребностей граждан.

При этом необходимо отметить, что ошибки при выборе товаров, услуг, изготовителей, исполнителей обходятся гражданам сегодня все дороже: бытовая техника не становится доступней. Для ее приобретения, как правило, требуются дополнительные средства, т.е. необходим кредит. Однако и здесь вместо благополучного разрешения и выбора - зачастую новые проблемы и сложности. Круг участников увеличивается: продавец, потребитель, банк; механизм привлечения к ответственности усложняется – кто отвечает, если товар с недостатком?
 В итоге, приобретая товар с недостатком в кредит, потребитель остается с выводом, что «спасение утопающего - дело рук самого утопающего».
Приобретение новой бытовой техники – это всегда событие.
Но уже на этом этапе предстоит выбор. Обилие торговых центров, небольших и больших магазинов, павильонов, отделов в городе заставляет гражданина задуматься, собрать всевозможную информацию, мнения, рекомендации. На этой стадии – стадии намерения приобрести определенный товар, необходимо наверняка знать: какие функции в товаре обязательны, какие именно потребности этот товар должен удовлетворять, какие затраты для приобретения товара Вас устроят и посильны, готовы ли Вы приобрести товар в кредит. Обозначив эти вопросы, лучше их изложить на бумаге и в последующем задавать продавцу.

Реальная история: «Продавец – консультант магазина настоятельно рекомендовал приобрести стабилизатор напряжения, т.к. (со слов продавца) без данного стабилизатора телевизор использовать очень опасно и, практически, не возможно.
Далее выяснилось, что поскольку гражданин приобретает товар в кредит, он должен (со слов продавца) приобрести сертификат дополнительного сервиса, который предполагает дополнительные услуги, как в период действия заводской гарантии, так и после ее завершения, и включает в себя чистку, консультации и т.д.
В завершение, при передаче товара покупателю, продавец предложил произвести настройку телевизора и заплатить за настройку 1600 рублей.
И вот окрыленный покупкой гражданин дома:
- знакомится с инструкцией по эксплуатации телевизора: «конструкция приобретенного телевизора не нуждается в дополнительной защите от перепадов напряжения в сети». Вывод: приобретенный стабилизатор – бесполезная и ненужная вещь;
- изучает сертификат на дополнительное сервисное обслуживание и обнаруживает, что, в сущности, дополнительно заплатил продавцу за гарантийное обслуживание, предусмотренное изготовителем;
- разбираясь в расходах на товар, обслуживание, кредит, читает кредитный договор. Оказалось, банк без предупреждения включил в договор обязательное условие по страхованию жизни потребителя.

В итоге стоимость телевизора с процентами, страховкой, сертификатом дополнительного сервиса, ненужным трансформатором и настройкой превысила цену самого телевизора».

Прокомментируем нарушения потребительских прав в данном случае.
Нарушено право потребителя на информацию. В соответствии со ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии со ст. 16 Закона, запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Таким образом, в данном примере, используя заблуждение потребителя, продавец обусловил приобретение им трансформатора, сертификата дополнительного сервиса. По той же причине и банком нарушены все те же ст.10 и ст.16 Закона.
Самое время вспомнить про оплаченную дополнительно настройку. Тут очевидны нарушения Правил продажи отдельных видов товаров (раздел IV Правил), в соответствии с которыми технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку. По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии.
Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.

Как же обезопасить себя от ненужных трат?
• Прежде, чем приобретать какую-либо вещь, определитесь, какие потребительские свойства вам необходимы в товаре;
• Не жалейте времени на получение и изучение всевозможной информации о выбранном товаре, его характеристиках;
• Никогда не ходите за крупными покупками в магазин в одиночестве;
• Попросите продавца-консультанта подтвердить сказанное им о товаре описанием в инструкции к товару, продемонстрировать его работу;
• Внимательно изучите документацию к товару. Помните, что информация о потребительских свойствах товара должна быть в технической документации, приложенной к данному товару, а не в виде распечатки из интернета, ксерокопии документа и т.д.

Если Вам предлагают за отдельную плату продемонстрировать работу прибора или настроить его, знайте - это незаконно.
 Демонстрация работы товара должна быть проведена представителем магазина по Вашему требованию бесплатно, в собранном, технически исправном состоянии.
Если Вам предлагают приобрести сопутствующие товары, приобретать которые Вы не собирались, подумайте - нужны ли они Вам. Отложите покупку, возьмите время, чтобы подумать, проконсультируйтесь со специалистами. Ведь покупку можно совершить и завтра, и через неделю.
Приобретайте товары в кредит только в исключительных случаях. Если без кредита не обойтись, то прежде, чем подписать кредитный договор, внимательно изучите все его страницы. Никакие оправдания не помогут, если Вы подпишите не прочтенный или не понятый Вами текст.
Если в кредитный договор включены условия, не связанные с самим договором, знайте, что Вы можете от них отказаться.
Удачных покупок!

Учебно–консультационный центр по защите прав потребителей, гигиеническому обучению и воспитанию населения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» находится по адресу:

г. Барнаул, ул. А.Петрова, 197.
 Консультации можно получить по телефону 8(3852) 40-00-38,
т/факс 8 (3852) 40-02-92, 8(3852)40-01-80; e-mail: mail@altcge.ru
Режим работы: понедельник – пятница, с 8.00 до 17.00 часов.





М.В. Астанина,
Ведущий юрисконсульт
Учебно-консультационного центра по защите прав
потребителей, гигиеническому обучению и воспитанию
населения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае»

В каком виде представить материал?:  Ссылка с переходом

Возврат к списку