Обратная связь
logo

Суд да дело

Суд да дело

Зачастую для решения возникшей проблемы с некачественным товаром или услугой потребителю бывает достаточно после консультации у специалиста обратиться в магазин, к производителю или исполнителю. Именно в таком, установленном Законом добровольном порядке, решается около 80% обращений потребителей, поступающих в Учебно-консультационный центр по защите прав потребителей, гигиеническому обучению и воспитанию населения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае».
Однако иногда, испробовав все установленные законом возможности решения своих проблем, потребители вынуждены обращаться за судебной защитой. В прошлом году 3,7% обращений потребителей за консультацией в Учебно-консультационный центр в последующем рассматривались в судебных инстанциях.
В числе неудачливых потребителей оказалась и семья Т. Приобретя комплект мягкой мебели стоимостью более 23 тысяч рублей, супруги недолго радовались покупке - в первый же месяц вышел из строя механизм раскладывания дивана (чинить пришлось собственными силами), спальное место за короткий срок эксплуатации сильно деформировалось, стала рваться обивочная ткань. Неоднократные устные обращения к продавцу, предъявление письменной претензии не помогли семье избавиться от некачественной мебели. Пришлось воспользоваться правом на судебную защиту.
Чтобы не проиграть дело в суде, супруги несколько раз консультировались у специалиста Учебно-консультационного центра, который помог разобраться с содержанием норм закона «О защите прав потребителей», составить претензию, а затем и исковое заявление, разъяснил порядок подачи иска и действий в суде. Словом, потребителям пришлось основательно подготовиться к судебной защите своих прав.
И результат оправдал затраченные усилия - рассмотрев все обстоятельства дела, предъявленные доказательства, изучив заключение назначенной независимой экспертизы, мировой судья принял решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Ответчик возместил потребителям не только стоимость некачественной мебели, но и неустойку за просрочку выполнения предъявленных требований, а также компенсацию морального вреда – всего более 30 тысяч рублей.

Следуя п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей», судья взыскал с предприятия-ответчика штраф в размере 50% от суммы иска за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.
Таким образом, судебная защита гарантирует восстановление нарушенных прав потребителя, но только при соблюдении многих условий, которые следует обязательно учитывать тем, кто собирается обратиться в суд и не хочет проиграть дело.

Прежде всего, перед обращением в суд необходимо убедиться в соответствии ваших требований действующему законодательству. В этом вам помогут специалисты Учебно-консультационного центра. Нужно продумать, кто может быть вашим свидетелем в суде в случае необходимости. Также следует позаботиться о сборе доказательств своей правоты, то есть документов, подтверждающих нарушение ваших прав. Такими документами могут быть экземпляр вашей претензии ответчику, ответ предприятия с отказом выполнить ваши требования (если таковой имеется), заключение экспертизы. Перечень таких документов зависит от существа спора, но по любому делу должно быть составлено исковое заявление.

Готовим исковое заявление
Исковое заявление подается в суд в письменной форме (оно может быть написано от руки или напечатано). В заявлении, согласно ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны быть указаны:
1)Наименование суда, в который подается заявление.
2) Наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем.
Поскольку вы являетесь истцом, вы должны указать свои Ф.И.О. и адрес прописки. Чтобы в случае необходимости можно было с вами связаться, вы должны указать свой телефон, а если проживаете не по адресу прописки, - указать и адрес фактического проживания.
3) Наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения.
Ответчиком является изготовитель (исполнитель, продавец), которому вы предъявляете требования. Нужно указать юридический и фактический адреса ответчика и телефоны руководителей.
4) В чем заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования.
Вам нужно четко изложить, чем ответчик нарушил ваши права и все свои требования к нему.
5) Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
В исковом заявлении необходимо кратко изложить обстоятельства дела, указав, какие ваши права нарушены, ссылаясь при этом на соответствующие статьи закона.
6) Цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм.
7) Сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором сторон.
Например, обязательный досудебный порядок предусматривается по искам о перевозках (к транспортным организациям). Так что если иск подается по поводу пропажи вещей из багажа, то необходимо в установленные сроки подать организации-перевозчику претензию. Если этого не будет сделано, исковое заявление судом принято не будет.
8) Перечень прилагаемых к заявлению документов.

К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность ваших исковых требований: договор, квитанции об оплате, товарные и кассовые чеки, гарантийный талон, акты экспертизы, медицинские справки, претензии и т.д. (лучше приложить копии документов, подлинники же документов нужно будет представить во время заседания суда).
Заявление подписывается истцом или его представителем. К иску, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Исковое заявление подается в суд в количестве, достаточном для всех участников процесса, плюс один экземпляр для суда. Сделайте для себя копию своего судебного дела - это облегчит вам подготовку к судебному заседанию, а если вы решите обратиться к адвокату, то сможете представить ему все нужные документы.

Как подать документы в суд

По общему правилу иск подается по месту нахождения ответчика и исковое заявление должно быть оплачено государственной пошлиной. Однако по искам, связанным с нарушением прав потребителей, закон делает исключение (п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей»): во-первых, вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины. Во-вторых, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- месту жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, иск может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Нужно знать, что дела о защите прав потребителей рассматривают как мировые судьи, так и федеральные судьи районных судов. Мировой суд рассматривает дела о компенсации имущественного вреда (а иски о защите прав потребителей, как правило, относятся именно к этой категории дел), если сумма исковых требований не превышает 500 минимальных размеров оплаты труда (на сегодняшний день это 50 тысяч рублей). Ни один из указанных судов не имеет права отказать в принятии искового заявления, так как выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу. Исключение составляют иски по спорам, вытекающим из договоров перевозки грузов, которые предъявляются, согласно ст.30 Гражданского кодекса РФ, по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Вы можете подать исковое заявление судье на личном приеме или послать его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в канцелярию соответствующего суда. Посылая документы в суд по почте, сохраните почтовую квитанцию. Если почтовое отправление потеряется на почте, то по квитанции Вы сможете его разыскать.

Справка:

На базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» работает Учебно-консультационный центр по защите прав потребителей, гигиеническому обучению и воспитанию населения, где для граждан, индивидуальных предпринимателей и хозяйствующих субъектов проводится консультирование по вопросам законодательства о защите прав потребителей, организации торговли, бытового и иных видов обслуживания.
Здесь Вам помогут грамотно составить претензию, заявление в адрес хозяйствующего субъекта – нарушителя потребительского законодательства, оформить исковое заявление и другие судебные документы.
Учебно-консультационный центр по защите прав потребителей, гигиеническому обучению и воспитанию населения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» находится по адресу:
г. Барнаул, ул. А.Петрова, 197, телефон для справок (8 385 2) 40-00-38.

Наиболее полную информацию об услугах вы можете получить в консультационных пунктах по защите прав потребителей, осуществляющих работу во всех филиалах ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» края, а также на сайте www.altcge.ru




В каком виде представить материал?:  Ссылка с переходом

Возврат к списку