Информация о работе консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» по приему и консультированию граждан по вопросам защиты прав потребителей за период с 11 по 17 октября 2018 года
Тематика вопросов
|
Количество вопросов |
Продажа непродовольственных товаров |
40 |
Продовольственные товары |
2 |
Бытовые услуги |
12 |
Финансовые услуги |
8 |
Коммунальные услуги |
4 |
Услуги связи |
2 |
Медицинские услуги |
1 |
Общественное питание |
1 |
Общие вопросы применения законодательства |
2 |
Итого |
72 |
За отчетный период в консультационный центр поступило 72 обращения.
Наибольшее количество обращений поступило по непродовольственным товарам с недостатками. Из них: 29 обращений касались качества технически – сложных товаров, в том числе бытовой техники, бытовых приборов, оргтехники (20 обращений) и мобильных телефонов (9 обращений). Потребители также обращались по вопросам качества мебели (3 обращения), обуви (3 обращения), одежды (1 обращение) и других товаров. Кроме того одно обращение поступило по вопросам дистанционной торговли.
В сфере услуг и выполнения работ наибольшее количество жалоб связано с оказанием бытовых услуг (12 обращений). Потребители жаловались на изготовление мебели (5 обращений), ремонт бытовой техники (3 обращения), изготовление окон ПВХ, ремонт швейных изделий, ногтевой сервис и другие услуги.
Основными нарушениями в данной сфере являются: некачественное выполнение работ и оказание услуг, а также просрочка исполнителями сроков выполнения работ, установленных договором.
В сфере финансовых услуг обращения граждан касались вопросов, связанных с заключением и расторжением договоров страхования и исполнения договоров потребительского кредита.
В сфере оказания услуг связи потребители жаловались на незаконное подключение операторами связи дополнительных услуг без согласия потребителей и изменение тарифов на услуги связи без предварительного информирования.
Всем обратившимся даны консультации, позволяющие урегулировать возникшие потребительские отношения, при необходимости оказана помощь в оформлении претензий и исковых заявлений.
За отчетный период оказана практическая помощь в составлении 2 заявлений, 14 претензий и 8 исковых заявлений в суд.
ВОПРОС НЕДЕЛИ:
В консультационный центр обратилась гражданка пожилого возраста, которая заключила договор с компанией на изготовление и установку пластиковых окон в частном доме со скидкой для пенсионеров по рекламному объявлению в газете, внесла предоплату. После этого, промониторив цены на данные услуги по городу, поняла, что цена заказа очень высокая, даже с учетом скидки для пенсионеров, которую обещала компания в рекламе. Гражданка спрашивает, может ли она отказаться от договора и потребовать возврата денег.
Статья 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» дает право потребителю отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
При этом необходимо учитывать, что отказ потребителя от исполнения договора может последовать как до начала выполнения работ (оказания услуг), так и в процессе ее выполнения (оказания) без объяснения причин.
Однако следует иметь в виду, что в случае отказа потребителя от услуги исполнитель имеет право удержать из возвращаемой суммы те расходы, которые исполнитель уже успел понести с момента заключения договора. При этом все понесенные расходы должны быть подтверждены документально.
В данном случае речь идет о праве потребителя на односторонний отказ от исполнения договора без обращения в суд. Такой отказ по своей правовой природе является односторонней сделкой, на которую распространяются общие правила о совершении сделок.
Согласно ст. 452 ГК РФ соглашение о расторжении договора должно быть совершено в той же форме, что и сам договор. Таким образом, если договор совершается в письменной форме, то и извещение о расторжении договора должно направляться потребителем заказчику в письменной форме (в виде письма, заявления и т.д.). При заключении договора в устной форме возможно извещение исполнителя в устной форме, однако и в этом случае целесообразно направление письменного извещения.
Закон не предусматривает срок для возврата денежных средств в случае отказа от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) на основании ст.32 Закона. Однако в силу ст. 314 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении.
При нарушении данного срока потребитель вправе требовать выплаты процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 Гражданского кодекса РФ.