Обратная связь
logo
Новости

Что делать, если в квартире перегорели электроприборы

31.12.2019

Из-за скачка напряжения в электросети вышли из строя бытовые приборы – кто возместит материальный ущерб?

Прежде всего, необходимо установить лицо, причинившее материальный ущерб. С этой целью потребителю необходимо обратиться в энергоснабжающую организацию и организацию, обслуживающую общую собственность жильцов многоквартирного дома. Если потерпевший является собственником частного дома, достаточно будет обратиться в энергоснабжающую организацию.

В обращении необходимо потребовать предоставления информации о причинах неполадок, возникших в электрической сети и составлении акта. Исполнитель услуг обязан зарегистрировать заявление, рассмотреть его и направить потребителю ответ в течение 3 рабочих дней со дня его получения (подпункт к) п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).

Указанные организации должны произвести обследование места происшествия и оформлением соответствующего акта. Согласно п. 104 Правил исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах нарушения качества коммунальных услуг в течение суток с момента обнаружения указанных фактов. Полученная информация дает возможность установить виновное лицо. Это может быть:

- энергоснабжающая организация, если причиной порчи бытовой техники послужило «плохое качество» подаваемой энергии;

- организация, обслуживающая общее имущество жилого многоквартирного дома, если причиной ущерба являются неполадки в электрических сетях, проходящих от границы ответственности с энергоснабжающей организацией до квартиры пострадавшего, либо, включая внутриквартирную сеть, если пострадавший собственником не является;

- сам пострадавший, который своими действиями спровоцировал неполадки в сети, если гражданин является собственником объекта недвижимости и неисправность электросети имела место в пределах данного объекта собственности; 

- третье лицо (соседи), если их действия привели к сбою в электрической сети дома. 

Ущерб, причиненный неполадками в сети, необходимо подтвердить документально. Для этого необходимо заключение сервисного центра о том, что ваша техника вышла из строя по причине скачка напряжения. Расходы на экспертизу вы сможете впоследствии истребовать с виновника. Если техника подлежит ремонту, попросите эксперта посчитать стоимость ремонта. Если изделия не подлежат ремонту, необходимо обратиться к услугам оценщиков. Они посчитают сумму ущерба исходя из стоимости «утраченной» техники с учетом износа. Определившись причиной порчи бытовой техники и суммой ущерба, необходимо обратиться к виновнику с претензией о добровольном возмещении причиненного ущерба.

Аргументировать требование о возмещении ущерба можно следующими нормами закона:

- если лицом, причинившим ущерб, является исполнитель услуг: ст. 309, ч.1 ст. 539, ч. 1 ст. 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ); ст. ст. 4, 7, 14 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

- если лицом, причинившим ущерб, является организация, обслуживающая общее имущество жилого многоквартирного дома: ст. 309 ГК РФ, ст. ст. 4, 7, 14 Закона, п. 103 Правил, п. 5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, п. 7 Правил содержания общего имущества в жилом многоквартирном доме.

Требование о добровольном возмещении причиненного ущерба оформляется в письменном виде в двух экземплярах, вручается под подпись законному представителю исполнителя услуг с указанием фамилии и должности, с отметкой о дате вручения на втором экземпляре, который остается у потребителя. Если это сделать невозможно, один экземпляр направляется в адрес организации заказным письмом с уведомлением о вручении с сохранением почтовой квитанции.

В случае если виновником являются ваши соседи – отправьте требование о возмещении ущерба ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. К требованию обязательно приложите копию акта из энергоснабжающей организации и результаты экспертизы (оценки) с указанием общего ущерба. 

В случае отказа от добровольного возмещения ущерба или отсутствия ответа по истечению 30 дней от виновника ущерба, можно воспользоваться судебной защитой своих прав. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения: энергоснабжающей организации или организации – исполнителя коммунальных услуг; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона).

Рекомендации: настаивайте, чтобы сотрудник аварийной службы составил официальный акт о том, что произошел сбой, указал его причину и отдал один экземпляр пострадавшим жильцам.

Порядок действий:

ШАГ 1. позвонить в дежурную часть энергоснабжающей компании или аварийную службу и сообщить об аварии, при возможности обратиться к ним письменно с просьбой (требованием) создать комиссию и расследовать факт перебоев энергии.

ШАГ 2. Привлечь со своей стороны свидетелей и (или) специалиста по электротехнике, который бы мог объективно оценивать действия и выводы комиссии.

ШАГ 3. Получить копию акта по результатам работы комиссии, в котором должны быть указаны причины перепада напряжения в электросети

ШАГ 4. Провести товароведческую экспертизу, результатом которой будет заключение о причинах выхода из строя техники, стоимости ее ремонта или замены.

ШАГ 5. Обратиться с претензией к виновнику (электроснабжающей организации, обслуживающей организации или соседям), к претензии приложить расчет причиненных убытков, произошедших в результате перепада напряжения в сети, акт комиссии и заключение экспертизы, документы, подтверждающие расходы, связанными с экспертизой и т.д.

ШАГ 6. Если требования не удовлетворены в добровольном порядке, потерпевший вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

 


Возврат к списку